Моя подготовка в качестве клинического психолога навсегда изменила мой взгляд на мир и даже на то, как я читаю Священные Писания. Я не могу участвовать, но я интересуюсь личной жизнью людей из Книги Мормона. Каково это расти, имея Нефия младшим братом? В чём был замешан Алма, что завело его так далеко? Насколько невыносимо было для Морония наблюдать, как умирали все те, кого он любил? Стала бы Книга Мормона звучать по-другому, если бы была написана с позиции ламанийцев, а не нефийцев?

Пророки в Книге Мормона оживают для меня, когда я рассматриваю каждую семейную ситуацию, особенности личности и то, как жизненный опыт людей влияет на понимание ими отдельных аспектов Евангелия. Конечно, мой «анализ» был бы гораздо более убедительным (и точным), если бы я смог провести несколько сеансов с главнокомандующим Моронием на моём терапевтическом диване, попросить его заполнить несколько психологических опросников и понаблюдать за его взаимодействием с людьми вне военной обстановки. Но есть кое-что интересное, что я узнал, изучая то, что нам известно о его жизни и жизни других людей из Книги Мормона.

Нефий: нам необходимо делать лучшее, на что мы способны в проявлении любви ко всем.

Пророк Нефий и его семья с Лиахоной

Когда я был молодым, я был Нефием в своей семье. Я читал Священные Писания и слушался родителей и всю свою жизнь готовился к служению на миссии. Нефий был моим героем!

Сейчас, когда я читаю историю Нефия с позиции взрослого, моё внимание часто привлекают старшие братья, Ламан и Лемуил. Интересно, насколько сложности в их отношении к Евангелию были связаны с их реакцией на указания младшего брата, иногда сделанные в резкой поучительной манере. Часто агрессивные всплески Ламана и Лемуила следуют за одним из суровых упрёков Нефия.

Понятно, что Нефий любил свою семью. Он сам определяет это так: «Я непрестанно молюсь за него днём, и из-за него глаза мои увлажняют мой подголовник ночью; и я взываю к Богу моему с верой, и я знаю, что Он услышит мою мольбу» (2 Нефий 33:3). Я чувствую глубокую привязанность и любовь Нефия к членам его семьи. Но как психологу мне интересно, делился ли он открыто этими чувствами со своими братьями, или же хранил их в себе. Стали бы Ламан и Лемуил более восприимчивы, если бы они могли чувствовать за каждым упрёком Нефия любовь к его братьям?

Часто нам бывает сложно проявлять «больше любви», когда кажется, что на карту поставлено вечное спасение членов семьи, но легко пилить и постоянно уговаривать их вернуться на путь Евангелия. Если кто-то из наших знакомых борется с Церковью и её учением, очень важно делать лучшее, на что мы способны, чтобы быть уверенными и показывать, что любое беспокойство, которым мы с ними делимся, исходит из нашей любви к ним. Хотя я не знаю всех обстоятельств, касающихся отношений Нефия и его братьев, иногда мне кажется, что всё могло бы быть иначе, если бы они проявляли больше любви друг к другу.

Иаков: мы должны находить радость в жизни по Евангелию.

Пророк Иаков из Книги Мормона пишет на золотых листах

Меня притягивают люди, которые любят жизнь по Евангелию. Иаков олицетворяет собой качества, присущие Христу, к которым мы все стремимся. Это не случайно, что пророческая линия в Книге Мормона продолжается через его потомство (Енос, Иаром и так далее). Иаков, вероятно, был заботливым отцом и преданным мужем. Преданное служение в своей семье и в своём призвании, наверное, повлияло на жизнь многих людей вокруг него. 

Я верю, что присутствие «Иакова» в наших семьях приносит радость каждому. Его писания демонстрируют чудесное сочетание Евангельских учений и душевного тепла. Говоря о своей семье, Иаков делится, что он «отягощён гораздо большим, чем прежде, желанием и беспокойством о благоденствии ваших душ» (Иаков 2:3). Снова и снова он обращается к своему народу, как к «братьям». В Иакове 2:17 он учит своих людей сочувствию: «Подумайте о своих братьях, как о самих себе; и будьте дружелюбны со всеми и щедры своим состоянием, чтобы и они стали богатыми, подобно вам».

Любовь Иакова к другим позволяет ему напрямую противостоять некоторым вопиющим делам, в которые были вовлечены его люди. Иаков умоляет: «а потому, братья мои, услышьте меня» (Иаков 2:27), и затем «слово Божье обременяет меня из-за ваших более тяжких преступлений» (Иаков 2:23). Он не указывает пальцем на окружающих его людей, он принимает на себя всю скорбь их действий. Иаков эффективно призывает свой народ к покаянию, благодаря его отношению к ним.

Другое качество, которое восхищает меня в Иакове — это его искренняя забота о том, чтобы его потомки и будущие поколения Церкви находили радость в Евангелии и любовь к своим предкам. В Иакове 4:3 он говорит:

«И ныне, мы истинно радуемся этому; и мы трудимся усердно, дабы выгравировать эти слова на листах, надеясь, что наши возлюбленные братья и наши дети примут их с благодарными сердцами и будут смотреть на них, дабы с радостью, а не со скорбью или с презрением узнать о своих прародителях».

Царь Вениамин: мы должны обратиться к Евангелию, а не к руководителям.

Царь Вениамин из Книги Мормона обращается с башни к народу

Некоторые из самых приятных отрывков в Священных Писаниях, на мой взгляд, принадлежат царю Вениамину. Насколько исполненными силы были его слова, что все люди «воскликнули в один голос, говоря: Да, мы верим всем словам, которые ты изрёк нам; и также мы знаем об их верности и истинности благодаря Духу Господа Вседержителя, Который произвёл глубокую перемену в нас, или в наших сердцах» (Мосия 5:2).

Меня каждый раз трогают стихи о том, что все люди царя Вениамина заключили завет следовать за Христом на протяжении всей своей жизни. Однако мне не даёт покоя фраза из четырех слов, которую мы находим в следующей главе: «И было так, что не было ни единой души, за исключением малых детей, кто не вступил бы в завет и не взял бы на себя имя Христа» (Мосия 6:2).

В Мосии 26:1-4 мы узнаем о судьбе этих детей. Они «не могли постичь слов царя Вениамина, ибо были малыми детьми в то время, когда он обращался к своему народу; и они не верили преданию своих отцов. Они не верили тому, что говорилось о воскресении мёртвых, так же как не верили относительно пришествия Христа. И ныне, из-за своего неверия они не могли постичь слова Божьего; и их сердца были ожесточены.  И они не желали креститься, так же как не желали присоединяться к церкви. И они были обособленным народом в отношении их веры, и оставались такими впоследствии, а именно в своём плотском и грешном состоянии; ибо они не желали взывать к Господу Богу их».

Это ранит мою душу. Почему обращение и завет людей царя Вениамина не отразились на их детях? Самый простой ответ заключается в том, что каждый должен обрести своё собственное свидетельство. Это так, но мне интересно, не сыграло ли здесь свою роль что-нибудь ещё. Я уверен, что каждый из вас слышал истории о людях, присоединившихся к Церкви после того, как их обучали харизматичные волонтеры. Поначалу эти люди полны энтузиазма, но они, похоже, выдыхаются сразу после того, как волонтеры уезжают. Интересно, какое количество из людей царя Вениамина были обращены к нему, как к человеку, а не к его посланию Евангелия, и насколько это повлияло на их детей.

Существует опасность, что наши свидетельства будут укрепляться и ослабевать вместе с церковными руководителями. Много раз я слышал рассказы о том, как конкретный епископ помог человеку в трудный период его жизни, тем самым укрепив его веру, и с другой стороны, как следующий епископ оказался бесполезным, и свидетельство человека поколебалось.

Мне нравится пыл старейшины Холланда в отношении Евангелия и готовность решать проблемы психологического здоровья многих из нас. Но моё свидетельство не зависит от старейшины Холланда и его посланий на конференции. Я знаю, что это важно для меня и для нас всех получить наше собственное свидетельство относительно слов пророков и доктрин, которым они обучают, и не быть обращёнными к их личности или стилю преподавания. И наши дети тоже должны это знать. Я верю, что важно делиться с детьми нашими личными духовными переживаниями и проблемами, с которыми мы сталкиваемся, живя по Евангелию, подтверждая слова пророков нашим собственным опытом и нашим свидетельством, предоставляя возможность, чтобы собственное свидетельство наших детей росло и развивалось.

Алма: нам следует признать, что Искупление — это не только исцеление от греха.

Ангел является Алме и порицает его за гонения народа Божьего

Есть ли в Книге Мормона более сложный пророк, чем Алма? Во многом его жизнь напоминает жизнь Павла из Нового Завета. Оба провели свои ранние годы, стремясь разрушить Церковь, но, как и Павлу, ангел Господень явился Алме, что, в конечном итоге, привело к его чудесному обращению. Что мне особенно нравится в Алме — это его глубокое знание о том, что Искупление исцеляет нас не только от греха, но и от физической боли и страданий. Я знаю, что он испытал влияние Искупления на прощение грехов, но я часто задавался вопросом, какой личный опыт он должен был пережить, чтобы понять как действует Искупление при физических страданиях. Возможно, эти знания на самом деле пришли спустя годы, после того, как переменилось его сердце.

В Алме 3:22 один момент указывает на важное событие в жизни Алмы младшего: «И ныне Алма, будучи поражён ранением, не пошёл в этот раз в бой против ламанийцев».

После этой битвы, в нескольких местах мы читаем, что Алме было необходимо «отдохнуть от дел, которые он совершил» (Алма 8:1), или что он «пробыл с Амулеком много дней, прежде чем начал проповедовать народу» (Алма 8:27). Из чего мы узнаём, что Алма физически пострадал в бою, но благодаря прочному фундаменту и свидетельству об Искуплении, он понимал, что может вернуться к Спасителю, и он усвоил драгоценные истины о том, насколько Искупление на самом деле всеобъемлюще:

«И пойдёт Он (Христос), перенося боли и страдания и искушения всякого рода; и всё это дабы исполнилось слово, которое гласит: Он возьмёт на Себя боли и недуги народа Своего. И Он возьмёт на Себя смерть, дабы Он мог расторгнуть узы смерти, которые связывают Его народ; и Он возьмёт на Себя их немощи, дабы чрево Его преисполнилось милости по плоти, дабы Он познал по плоти, как помочь народу Своему относительно их немощей» (Алма 7:11-12).

Подобно Алме, мы также можем что-то познать, понять и использовать для себя. Старейшина Брюс Хафен написал потрясающую книгу «Разбитое сердце: применение Искупления в жизни» о том, как Спаситель помогает нам исцелиться от боли, которую мы испытываем в нашей жизни. Я узнал, что большинство из нас не до конца понимают, как Искупление может помочь нам, когда мы страдаем. Часто мы думаем об Искуплении, только когда нам необходимо покаяться, но Спаситель хочет исцелить все наши раны, даже те, что мы получили не по нашей вине.

Мороний: мы никогда не бываем одиноки.

Пророк Мороний из Книги Мормона составляет летопись

Мороний вне всяких сомнений является моим любимым древним пророком. На него легла ответственность за собирание священных золотых листов, обеспечение их сохранности на протяжении 1400 лет и затем обучение юного пророка Джозефа Смита, когда тот переводил эти листы. Тем не менее, я чувствую печаль, когда читаю слова Морония.

Например, его письменное подтверждение окончания Книги Мормона (кому нравится, когда заканчивается его любимая книга?). Кроме того, читать об уничтожении Нефийцев глазами Морония мучительно. Мороний посвятил свою жизнь служению своему народу. Он наблюдал как все, кого он знал и любил, умерли. Когда вы будете читать следующие строки, представьте себя на месте Морония:

«И вот, я, Мороний, заканчиваю летопись моего отца, Мормона. И вот, совсем немного мне осталось написать из того, что повелел мне мой отец. И ныне было так, что после того великого и страшного сражения у Куморы, вот, те нефийцы, которые бежали в страну к югу, были преследуемы ламанийцами, пока все не были истреблены. И мой отец тоже был убит ими, и я остался совершенно один, чтобы написать это печальное сказание об истреблении моего народа. Но вот, их больше нет, и я исполняю повеление моего отца. А убьют ли они меня, я не знаю. А потому я напишу и сокрою эти летописи в земле; и куда я пойду, неважно» (Мормон 8:1-4).

Чувства утраты, горя, отчаяния и одиночества могут привести к катастрофическим последствиям для любого из нас. Но как-то Мороний сумел перенести ещё 20 лет, на протяжении которых он сокращал летописи Иаредийцев и добавлял своё собственное заключение к Книге Мормона. Каждый раз, когда я читаю эти строки, я хочу оказаться рядом с ним. Я хочу утешить его. Поблагодарить его. Уверить его, что его труд изменит жизнь миллионов людей. Я хочу сказать ему, что Книга Мормона изменила мою жизнь.

Конечно Мороний понимал всё это. В Мормоне 8:35 он обращается к нам в наши дни: «Вот, я обращаюсь к вам, как будто вы здесь, но вас нет. Но вот, Иисус Христос показал мне вас, и я знаю ваши дела». Возможно, в конце концов, Мороний не был одинок.

Опыт Морония напоминает мне, что я не одинок. Даже когда я чувствую себя потерянным и одиноким, как Мороний, меня может сопровождать мой Спаситель, независимо от того, насколько угнетающей может выглядеть моя ситуация.

Пророки в Книге Мормона ходили по этой земле. Они очень реальны для меня. Они наши братья и сестры в Евангелии. Я надеюсь, вам понравилось читать выводы психолога, который любит Книгу Мормона. А сейчас пойдите и отдайте дань уважения этим вдохновенным пророкам, читая и делясь Книгой Мормона!

Оригинал этой статьи был написан Cameron Staley и был опубликован на сайте ldsliving.com под названием A Psychologist’s Insights into 5 Book of Mormon Prophets.

[Русский] ©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | English ©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.

 

(Visited 138 times, 1 visits today)