Хотя я давно уже не учусь в школе, приближение 1 сентября неизменно наводит на воспоминания о годах, проведенных в её стенах, о полезном опыте, упущенных возможностях и роли образования в нашей жизни в целом.

Мне повезло с семьей. Вслед за пророком Нефием я могу сказать, что родившись у хороших родителей, я была обучена более или менее всем их знаниям. Хотя родители никогда не давили на меня в этом вопросе, я четко осознавала, что образование — это важно. Правда, почему это важно, я, навряд ли ответила бы тогда. Да, лучшее образование в теории сулило лучшее финансовое положение в будущем. Но среди знакомых мне взрослых людей этот факт подтверждался далеко не всегда. И потом, что такое это лучшее образование? Это какая-то особая сфера? Может самый престижный ВУЗ? Что вообще мы подразумеваем, когда говорим об образовании, только ли прохождение общепринятых формальных ступенек? И можно ли в таком случае считать, что с окончанием ВУЗа наше образование закончено?

Когда я познакомилась с Церковью Иисуса Христа Святых последних дней, то стала смотреть на само понятие «образование» под несколько иным углом. «Для членов Церкви образование не просто хорошая идея — это заповедь», — сказал Дитер Ухтдорф, член Кворума Двенадцати Апостолов. Для того чтобы выполнять заповедь, необходимо четко понимать, что за ней стоит.

Наше время на этой земле ограничено, и было бы очень жаль растрачивать его на то, что не имеет цены. А с появлением у нас детей этот вопрос приобретает ещё большую актуальность. Куда их направлять, чему учить?

Читая Книгу Мормона в очередной раз, я заметила, как часто там говорится об уроках, полученных от родителей. Начиная от упомянутого выше Нефия, обученного более или менее всем знаниям его отца.  Также Енос начинает свою книгу словами:

«Я, Енос, зная своего отца, что он был человеком праведным, ибо он обучал меня своему языку, а также учению и наставлению Господнему – и да благословится имя Бога моего за это» (Енос 1:1).

Царь Вениамин в свою очередь позаботился о том, чтобы его дети «были обучены всему языку его отцов, дабы они стали таким образом мужами разумными; и дабы они знали о пророчествах, которые были изречены устами их отцов, и которые были даны им рукой Господа» (Мосия 1:2). И хотя «многому ещё учил царь Вениамин своих сыновей о чем не написано в этой книге» всё же пророчества, данные рукой Господа были основой обучения.

Почему? Разве мало есть на свете знаний, которые необходимы каждому из нас, чтобы преуспевать? Пророк Эзра Тафт Бенсон так ответил на этот вопрос:

«Истины, на которых покоится наше вечное спасение, являются наиболее важными из тех, что мы обязаны знать. Никто не может считаться достаточно образованным, если он не знает, откуда он пришел, почему он здесь и куда он может отправиться в следующей жизни. Человек обязан адекватно ответить на поставленный Иисусом вопрос: „Что ты думаешь о Христе?“ Мир не может обучить нас этому. Вот почему наиболее необходимым знанием для нас является спасительное знание о Евангелии и его Авторе — Самом Иисусе Христе».

Тогда, может этого и достаточно? Несколько раз, общаясь с религиозными людьми из разных конфессий, я слышала мысль, что лишнее образованность — лишнее искушение. «Ведь написано, — говорят они в подтверждение своей позиции, — «погублю мудрость мудрецов» и обратит Бог «мудрость мира сего в безумие».

Определенная доля правды в этом, несомненно, есть, чему существует немало реальных примеров. Не так уж сложно достигнув определенных высот в какой то сфере, или ощутив себя образованнее и умнее тех, кто нас окружает (даже если это действительно так) мы начинаем чувствовать себя достаточно мудрыми и независимыми от кого бы то ни было, в том числе и от Бога.

Кроме того, слишком увлекшись процессом, мы начинаем уделять освоению выбранной нами науки столько времени, сил и внимания, что просто теряем изначальную цель и постепенно отходим от Бога.

Сейчас, когда интернет и прочие технологии обрушивают на нас лавину информации, без должной осторожности мы рискуем просто быть погребенными под ней. Людские измышления часто оказываются настолько привлекательными и похожими на истину, что мы, сами того не замечая, начинаем увлекаться ими в ущерб учениям Бога.

Есть ещё один соблазн, о котором мы не слишком часто задумываемся, но который несёт в себе опасность большую, чем выглядит на первый взгляд. В своей книге пророк Иаков говорил о слепоте иудеев, «коя слепота пришла оттого, что они смотрели дальше цели», «ибо Бог забрал у них ясность Свою и дал им много такого, чего они не могут понять, потому что они желали этого» (Иаков 4:14). Как объяснил старейшина Квентин Кук, «некоторых людей приводит в замешательство простота послания Спасителя. Им хочется добавить к истине сложности и даже неясности, чтобы она представляла собой более трудную задачу для разума или была более совместимой с нынешними тенденциями в науке».

Уверена, можно привести ещё не один довод в пользу того, что образование при определенных обстоятельствах несёт в себе опасность. Почему же тогда пророки Церкви Иисуса Христа СПД неизменно призывают:

«Обучайте усердно, и благодать Моя пребудет с вами, дабы вы были более полно наставляемы в теории, в принципах, в учении и в законе Евангелия, и во всём, что касается Царства Божьего и что нужно вам понимать;  Обо всём, что есть на небе и на земле, и под землёй; о том, что было, что есть и о том, что вскоре должно сбыться; о событиях, происходящих у вас дома и за границей; о войнах и смятениях среди народов и о наказаниях, которые совершаются на земле; а также знания о странах и царствах» (Учение и Заветы 88:78-79)? 

Частично ответ заложен в следующем, 80 стихе: «Дабы вы были во всем подготовлены». То есть знания призваны помочь нам подготовиться и к этой жизни и к той, которая последует за ней. Интересную аналогию я услышала недавно во время занятий воскресной школы. Представьте себе, что вы планируете переезд на постоянное место жительства в другую страну. Будет ли разумно сделать такой шаг, не изучив ни культуры, ни традиций, ни языка того народа, среди которого вы планируете жить? Как вы будете чувствовать себя, оказавшись совершенно неподготовленными? И разве менее необходимо нам изучить законы той жизни, которую нам предстоит пройти на земле, и жизни вечной?

Помимо того, что хорошее образование и постоянное совершенствование своих знаний открывает перед нами возможность получения хорошей работы, чтобы обеспечивать наши семьи, оно также расширяет горизонты нашего видения и позволяет принимать верные решения. Мы перестаем зависеть от мнения большинства и с большей достоверностью можем отличить истину от заблуждения.

Что не менее важно, «углубленные знания открывают нам возможность оказывать большее влияние на достижение целей Господа. Будьте образованными и внимайте Господу. Он поможет вам добиться процветания в достижении Его целей» (Крейг А. Кэрдон, член Кворума Семидесяти).

Исследования показали, что «уровень образования матери оказывают огромное влияние на выбор образования её детей» при том, что «образованные женщины имеют тенденцию рожать и воспитывать более здоровых, уверенных в себе, жизнерадостных, свободно мыслящих и рассудительных детей».

При этом важно понимать, что образование это не только те академические знания, которые мы получаем в учебных заведениях. Это все те навыки и умения, которые мы получаем в жизни: навыки ведения домашнего хозяйства, развитие способностей в любом виде искусства, повышение профессионального мастерства, освоение науки супружества и родительства и многое другое,.

Но как же совместить опасность, которая может крыться за большим знанием и необходимость его получение?

Вернёмся к пророкам Книги Мормона, обучавших своих детей в первую очередь учениям и наставлениям Господним.

«Но быть наученными хорошо, если они внемлют наставлениям Бога» (2 Нефий 9:28–29). 

Когда мы ставим Бога и духовные знания на первое место и ищем «знания не только учением, но также и верой», всё становится на свои места. Наше видение мира будет единым, только если мы стремимся рассматривать получаемые нами знания с перспективы вечности и во всем искать руководства и помощи Бога. Как учил пророк Джозеф Ф. Смит:

«Образование, имеющее своим высшим идеалом удовлетворение мирских амбиций, не знает той свободы и безудержного потока духа, способствующего ещё более высокой свободе и более чистой жизни».

Нам будет гораздо проще избежать ловушек сатаны, если за все наши успехи и достижения мы будем воздавать хвалу Богу и видеть во всём Его руку.

Автор: Анна Селимова.